Юрта
Кочевая цивилизация за несколько тысяч лет своего существования создала универсальное жилище, которое полностью отражало мировоззрение и образ жизни кочевых народов. Юрта - переносное каркасное жилище, покрытое войлоком, по праву относится к числу важнейших достижений материальной культуры человечества. Слово «юрта» произошло от тюркского слова «jurt», которое обозначает народ, Родину, а также место стоянки кочевников, их родовые земли.
Наиболее ранние упоминания о юрте встречаются в китайских источниках. В китайском трактате II в. до н.э. «Хуайнаньцзы» юрту тюрков кочевников обозначали термином «цюнлу», т.е. «куполообразная хижина». Древнейшее изображение деталей юрты сохранились на погребальных статуэтках начала VI века из Северного Китая, а также на наскальных рисунках в ущельях Восточного Казахстана.
Существует два типа юрт - тюркская и монгольская, которые различаются формой купола. В тюркской юрте для сооружения купола используют изогнутые жерди – ууки, благодаря которым получается купольный свод, что позволяет не ставить в юрте опорные столбы и освобождает внутреннее пространство. В монгольской юрте купол поддерживают опорные столбы, так как для его сооружения используются прямые потолочные жерди -уни, и кровля получается наклонной. Тюркский тип юрты был распространен среди тюркских народов Центральной Азии и Сибири, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, а монгольский тип - среди кочевых народов Монголии, Тувы, Бурятии, Калмыкии и Тибета.
Многие свойства юрты складывались в течение двух-трех тысячелетий, поэтому она идеально приспособлена к условиям кочевой жизни. Преимущество юрты перед другими видами жилищ заключается в ее универсальности и мобильности. Независимо от размеров, юрту легко можно разобрать или собрать на новом месте в течение одного часа. Поэтому для воинственных и деятельных кочевников юрта была незаменимым жилищем во время военных походов или в мирной жизни во время перекочевок на лучшие пастбища.
Юрта являлась наиболее доступным для кочевников жильем, так как для изготовления юрты они использовали природные материалы, в изобилии находившиеся у них под рукой: войлок, кожу и дерево. К тому же войлок обладает удивительным свойством - хорошо удерживает прохладу в жару и сохраняет тепло в холодное время года. Пожалуй, это единственное жилище, размеры которого, освещение и вентиляцию легко регулировать по своему желанию. В жаркую погоду для дополнительного проветривания достаточно поднять боковые кошмы. В юрте всегда чистый воздух, так как круглая форма стен устраняет вредную для здоровья патогенную энергетику, которая характерна для строений с прямыми углами.
Установка юрты осуществляется в несколько этапов и, в основном, является обязанностью женщин. Картину, когда женщины собирают юрту, можно сравнить с картиной сотворения мира. Первым делом собирают деревянный каркас юрты. Сначала ставится босого - дверная рама. К босого по кругу присоединяют раздвижные решетчатые стены – кереге. Юрта среднего размера обычно состоит из четырех кереге, каждая занимает четвертую часть юрты, поэтому их еще называют канат, т.е. «крыло». Решетки кереге скрепляются между собой специальными ремешками, изготовленными из кожи верблюда и быка, а к дверной раме кереге прикрепляют при помощи плетеных поясов (терме), украшенных орнаментом.
Затем на специальных шестах - баканах поднимают тюндюк - центральная часть купола в виде обруча. В отверстия, расположенные на внешней стороне тюндюка, вставляют ууки – потолочные жерди, образующие купол юрты. Другим концом ууки устанавливают к верхней части кереге и крепко обвязывают тесьмой из разноцветной шерсти (уук боо). На дверную раму подвешивают двустворчатую дверь (эшик), ее делают достаточно широкой, но невысокой, около 1,5 метров. В древности дверной проем просто завешивали циновкой из войлока или чия (чий – жесткое степное растение, стебли которого идут на изготовления циновок).
Следующий этап – «укутать» готовый каркас юрты войлоком и циновками. Для этого две длинные циновки из чия оборачивают вокруг кереге, купол юрты накрывают двумя войлочными коврами – узуками, а на канаты кереге набрасывают войлочные ковры соответствующего размера, которые называются туурдук. Для прочности внутреннюю и внешнюю части юрты стягивали разноцветными плетеными веревками - боо. В центре купола на веревках (жел боо) закрепляли четырехугольник из войлока (тюндюк жабуу), чтобы открывать и закрывать тюндюк. Пол в юрте также застилают красочными войлочными коврами - ала-кийиз и ширдак, богато украшенными национальным орнаментом в зверином стиле.
Завершающим этапом является декорирование и обустройство интерьера. Это важный этап в установке юрты, так как полностью отражает мировоззрение кочевых народов, для которых юрта была не только жилищем, а представляла собой маленькую модель Вселенной. Внутреннее пространство они делили по вертикали и по горизонтали. Представление о всеобщем дуализме мира нашло отражение в горизонтальном делении юрты на мужскую и женскую половину. Мужская половина - эр жак находилась слева от входа, там мужчины хранили свое оружие, конское и охотничье снаряжение. Женщины по традиции занимали правую половину юрты -эпчи жак, где размещали кухонную утварь, продукты питания, здесь же стояла детская колыбель - бешик.
Место, где соединялись мужская и женская половины, называется төр. К нему примыкала сакральная часть жилища - очаг, символизирующая благополучие дома, поэтому это место считалось самым почетным в юрте и предназначалось для приема гостей и семейных трапез. Төр богато украшен и обставлен предметами, олицетворяющими достаток семьи: сундуки с наиболее ценным добром, ковры, меховая одежда и прочее, также у кочевников мусульман здесь можно увидеть Коран.
По вертикали внутреннее пространство юрты кочевники делили на три зоны, которые соответствовали представлению о трех мирах во Вселенной. Пол олицетворял нижний мир потусторонних сил, стены - кереге олицетворяли мир людей, а купол – высший мир, сакральный верх. Поэтому тюндюк, расположенный в центре купола, в сознании кочевника был не просто «окном в небо», а олицетворением самого Тенгри - Вечного Синего Неба. Традиция называть Бога Тенгри сохранилась у кочевников тюрков и после принятия Ислама, поэтому во многих тюркских языках наряду со словами «Аллах» и «Кудай» (Всевышний) Тенгри является одним из имен Бога.
Каждый кочевой народ называет юрту по–своему: казахи – кийиз үй (войлочный дом), кыргызы – боз үй (серый дом), туркмены – ак / кара үй (белый / черный дом), тувинцы – өг (дом), но у всех юрта означает дом. Главным отличием кочевой цивилизации от оседлой является кочевое движение. Кочевник не считал дом своей крепостью, юрта для него была символом свободы и вечного движения жизни во Вселенной по кругу. Наблюдая естественные циклические изменения в природе: смену времен года, миграцию животных, движение солнца, воды, времени - кочевник двигался вместе с ними, потому что считал себя частью природы, где все живое находится в движении, и только неживое неподвижно.